Фрагмент для ознакомления
2
В психологии труда проблемой выгорания педагогов считается негативное влияние на результативность обучающихся с утилитарной точки зрения. Выгоревшие педагоги, как правило, приводит к утрате части их коммуникативных навыков, авторитета, уровня участия в образовательном процессе и уровня профессиональной мотивации. Есть исследования, которые связывают мотивацию педагога с его личными качествами, с другой стороны, с внешними условиями работы - нагрузкой, режимом, адекватностью заработной платы и т. д. Однако в педагогической психологии, как области науки, изучающей внутренний мир всех субъектов образовательного процесса, в последние десятилетия наметилась четкая тенденция общего подхода, где работоспособность, субъективное благополучие и психическое здоровье считаются взаимодополняющими компонентами - важными факторами успеха.
Профессиональная деятельность педагога сопряжена с постоянным контактом с обучающимися, большой учебной нагрузкой, необходимостью ведения отчётной документации и общения как с коллегами, так и с родителями обучающихся. Такое физическое, а иногда и психологическое давление, на педагога приводит к недостаткам жизненных сил и эмоциональному выгоранию как профессионала. В связи с этим важно осуществлять мониторинг эмоционального выгорания у педагогов и осуществлять профилактику.
Изучением проблем профессиональной деформации и профессионального выгорания занимались как зарубежные так и отечественные учёные.
Понятие было введено американским психологом и психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Явление было описано в книге «Выгорание: высокая цена высоких достижений». Автором одной из методик изучения синдрома является американский психолог Кристина Маслач.
Н.Е. Водопьянова подробно описала в книге «Психодиагностика стресса» различные методики выявления стадий синдрома профессионального выгорания.
Меры профилактики синдрома профессионального выгорания изучались и подбирались по работе О. И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения».
Актуальность исследования определяется поиском эффективных методов профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.
Проблема исследования: каковы методы профилактики эмоционального выгорания у педагогов?
Цель исследования: определить основные причины, вызывающие эмоциональное выгорание педагогов, и выявить основные направления профилактики.
Объектом исследования является эмоциональное выгорание педагогов.
Предметом исследования являются профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений.
Задачи:
1) проанализировать содержание понятия, причины эмоционального выгорания у педагогов;
2) выделить методы профилактики эмоционального выгорания педагогов;
3) провести диагностику наличия эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательной школы;
4) определить содержание основных направлений профилактики эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений.
Методы исследования:
1) теоретические – анализ и обобщение научной литературы по теме исследования;
2) эмпирические – тестирование, опрос;
3) методы обработки данных.
Эмпирическая база исследования:
Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов исследования педагогами-психологами школ в работе с педагогами с высоким уровнем эмоционального выгорания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Синдром выгорания очень распространен в тех профессиях, где рабочие инструменты напрямую связаны с работой с людьми: врачи, учителя, социальные работники и профессии категории «человек-человек».
Согласно терминологии Е.А. Климова, представители профессий типа «человек-человек» связаны с повышенным уровнем выгорания Е. А. Климов связывает это с повышением моральной ответственности. Для этой профессиональной группы профессий характерны контакты с разными эмоциональными окрасками. Эти контакты связаны с внесением значительного личного вклада во взаимодействие с другими людьми. Поэтому в профессиях, с предполагающим регулярным взаимодействием, важно получать обратную связь в виде уважения, признания и сопереживания [2, c. 65].
Изначально термин «burnout» (выгорание) был введен американским психиатром Х.Дж. Фреденбергером для характеристики психического состояния не заболевших людей, ведущих интенсивное и эмоционально напряженное общение с клиентами (пациентами) в процессе своей профессиональной деятельности. В классическом понимании выгорания, представленном в основополагающих работах Г. Фрейденбергера и К. Маслач, этот синдром рассматривается как совокупный результат хронического, преимущественно коммуникативного, стресса в трудовой деятельности [4, c. 254].
Одной из ключевых задач психологической поддержки профессионалов является превенция синдрома эмоционального выгорания и работа с теми, кто уже находится на разных стадиях этого состояния. Психическое истощение является результатом продолжительного стресса, связанного с профессиональной деятельностью. Этот синдром состоит из стабильных симптомов, проявляющихся в негативных психологических переживаниях, срыве мотивации и ухудшении физического самочувствия [1, c. 65]. Эмоциональное истощение является одной из его составляющих и проявляется в переживании эмоционального перенапряжения и пустоты, изнуренности собственными эмоциональными ресурсами.
В настоящее время встречается широкая дискуссия по поводу соотношения таких понятий, как стресс и выгорание. Многие исследователи считают, что выгорание представляет собой самостоятельный аспект стресса и поэтому рассматривается и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры. Развитие синдрома чаще всего является результатом требований, включающих межличностные стрессоры, и является следствием профессионального стресса, в котором эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение персональных достижений являются результатом действия различных рабочих требований (стрессоров), особенно тех, что связаны с межличностными взаимодействиями. Встречается повышение выгорания в тех случаях, когда способности человека к адаптации (ресурсы) превышены в контексте стрессовой ситуации [3].
Н.В. Гришина рассматривает выгорание как особое состояние, возникающее в результате профессионального стресса. Однако развитие выгорания не ограничивается только профессиональной сферой и проявляется в различных ситуациях в жизни человека - разочарование в работе в качестве источника смысла окрашивает всю жизнь [9, c. 52].
Р. Пулен и М. Уолтер в своем многолетнем исследовании социальных работников обнаружили, что уровень выгорания возрастает параллельно уровню профессионального стресса. Л. Роуи получил данные, свидетельствующие о том, что те, кто испытывает выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньше устойчивости и приспособляемости [9, c. 54].
Профессиональное выгорание связано с набором негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и организацией в целом. В то же время истощение психофизических ресурсов, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, может нанести вред как тренеру (в виде профессиональной деформации личности), так и молодому спортсмену (вызвав ряд психологических травм) и для всей организации (приводя к конфликтам и распаду) [6, c. 28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2019. - 122 с.
2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 278 с.
3. Варданян Ю.В., Парамонов А.А. Исследование особенностей психологических предпосылок эмоционального выгорания педагога // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/ PDF/34PSMN519.pdf (дата обращения: 20.11.2024).
4. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 336 с.
5. Водопьянова Н.Е., Шестакова К.Н. Позитивный подход к противодействию профессиональному выгоранию // Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 5. - С. 253-265.
6. Гайдар К.М., Малютина О.П. особенности профессионального выгорания преподавателя высшей школы в современных условиях // вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2016. - № 2 . - С. 27 – 30.
7. Долгополова А.В., Манухина А.М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. - 2020. - №2 (46). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-profilaktika-emotsionalnogo-vygoraniya-pedagogov (дата обращения: 23.11.2024).
8. Зарипова Т.В., Макина И.М. Повышение стрессоустойчивости личности средствами телесно-ориентированного тренинга // Мир науки. - 2016. - Т. 4. - № 6. - С. 57.
9. Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности: монография / Т.Г. Неруш. – Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т. - 2012. - 222 с.
10. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе / Н.Г. Осухова. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. – 56 с.
11. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. -С. 87-95. - URL: https://psyjournals.ru/files/8445/psyedu_ n2_2008_Pryajnikov_Ojogova.pdf (дата обращения: 18.11.2024).
12. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 368371. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330402 (дата обращения: 20.11.2024).
13. Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика // Психологи на b17.ru.. - URL: https://www.b17.ru/article/3458/ (дата обращения 14.11.2024).
14. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога // Ученые записки СПбГИПСР. - 2014. – С. 85-88.
15. Черкасова М.А. Теоретические подходы к выявлению сущности понятия «профессиональное выгорание» // Пенитенциарная наука. - 2011. - Т. 15. - С. 54-56. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/14705744 (дата обращения: 19.11.2024).